К вопросу о влиянии степняков на военное дело Шан.
Уточнить конструкцию степных колесниц позволяют находки в чемакынах – могилах с колесницами периодов Шан-инь (рис. 1), Чжоу, Чунсю и Чжанго. Наиболее полная сводка и анализ всех погребений с колесницами из Китая опубликовала недавно Ву Сяоюнь. В этой работе она анализирует более 230 образцов колесниц из погребений от эпохи Шан-инь до колесниц императора Цин Шихуана, а также особенности погребального обряда и топографии могильников, в которых они найдены. Автор также выделяет значительную серию могил, в которых зафиксирована имитация или установка колесниц в разобранном состоянии (Wu Hsiao-yun 2009: 49–59) ...
В степном и китайском колесничных комплексах обнаруживаются значительные совпадения фрагментов погребального обряда: специальные канавки для колес; культовые захоронения собак; культ рыбы; отдельные жертвоприношения коней; изготовление культовых бронзовых сосудов. Пару лошадей укладывали вместе с частями колесничного снаряжения – псалиями. Курганы с колесницами имеют особое расположение, в них похоронены только мужчины, что свидетельствует о наличии особого сословия колесничих. В Китае в памятниках, синхронных андроновским (и в более ранних комплексах), не зафиксирована собственная традиция изготовления колесных повозок. Во всех ранних китайских династиях письменные источники фиксируют кровавый обычай человеческих жертвоприношений и насильственного погребения подчиненных, наложниц, пленных и рабов (Сыма Цянь 1972). Многие обстоятельства погребального обряда степных могил с колесницами свидетельствуют о наличии такого обычая и у носителей андроновской культуры (Генинг и др. 1992: 210). Ярким доказательством продвижения степных раннеандроновских социумов в восточном направлении является фиксация на карте Центральной Азии колесничных петроглифов и значительная серия мумий европеоидного облика, зафиксированная в могильниках пустыни Тарим, в Синцзян-Уйгурском Автономном округе Китая. Раскопки многочисленных могильников этой серии и собственно андроновских на упомянутой территории дают уникальную информацию об этой миграции: комплекс керамики, особенности погребальных сооружений и обряда позволили датировать данные памятники XVIII–XVII вв. до н. э. (Qi Xiaoshan, Wang Bo 2008). К. Йеттмар, анализируя материалы могильника Гумугоу, расположенного в северо-западной части Синьцзяна, предполагает идентификацию их с прототохарами – европеоидами, мигрировавшими сюда из западных районов Евразии ок. 1500 г. до н. э. Сохранившаяся в этих могилах женская одежда напоминает реконструкции, выполненные Э. Р. Усмановой по андроновским женским костюмам и украшениям. На всей территории Ордоса встречаются многочисленные кинжалы и ножи сейминско-турбинского и карасукского типа, вислообушные топоры, копья и др. Эти предметы вооружения, типичные для колесничного комплекса, имеют ярко выраженные северные, степные черты, что свидетельствует о поступлении вооружения из северных регионов (Черных, Кузьминых 1989; Metallurgy in Ancient Eastern Eurasia… 2004; Loehr 1956). Многообразие таких контактов выражалось, в т. ч., в привлечении китайскими правителями в качестве союзников или наемников отдельных степных правителей и их кланов. Этими степными группами могли быть известные по надписям на гадательных костях и бронзовых сосудах племена гуйфан, туфан, гунфан, с которыми шан-иньские и раннечжоуские правители неоднократно вели войны. Линь Юнь отделяет т. н. северный комплекс памятников шань-чжоуского периода, локализованных в северных районах Китая и Внутренней Монголии, от синхронных памятников Центральной равнины (Линь Юнь 1990). Он признает влияние степных племен Центральной Азии на формирование «северного комплекса», при несомненном своеобразии культур Центральной равнины. Особенность взаимосвязей этих двух миров состоит в заимствовании на уровне идей, принципов, технологии, которые затем развиваются на основе собственной традиции. Исследования последних лет позволяют выделить некоторые элементы материальной и духовной культуры ранних андроновцев, которые были заимствованы китайской цивилизацией и развивались в ней сообразно собственным традициям и представлениям (Jacobson 1988: 201–240). К числу таких заимствований относятся колесница, навыки ее управления, некоторые образы и мифологемы степной изобразительной традиции, технология бронзового литья в формах, доместицированные лошади и многие мифологические представления о «способах вознесения на Небо», верования и культы.
Цитата по: Новоженов В. А. Раннеандроновские колесничные инновации и некоторые аспекты генезиса китайской цивилизации\\Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями Кн. 2 2012 с.185-187
Wu Hsiao-yun 2009 – Wu Hsiao-yun. Study on chariot burials in Early China, 1200–210 BCE. Pekin, 2009 (Peking University Publication Series. No 20).
-
- Размер файла:
- 173,2 КБ
- Просмотров:
- 73
-
Мне нравится | Like x 1
Последнее редактирование: 22 мар 2017