По-разному можно ответить. Если понимать под средневековьем доминирование феодальных\квазифеодальных порядков, аграрного и сословного общества для Европы, то как писал Ле Гофф, всё это в значительной степени отменяет только Великая французская буржуазная революция и наполеоновские войны
Происходит переход от аграрного к индустриальному обществу в ведущих европейских странах, в полной мере, городское население, начинает превосходить по численности сельское. У нас в России, в этом смысле, средневековье заканчивается в первые десятилетия XX в., с отменой сословий и т.д., с переходом от аграрного к индустриальному обществу в 1930-х. Вот так
Если в рамках мир-системного анализа, составной частью складывания капиталистического мира-экономики было вписывание в эту систему и государств Восточной Европы, которые в рамках общественных отношений напоминающих феодальные производили товар на мировой рынок. Говоря проще, рубежом Средневековья и Нового времени (или премодерна и модерна) ,как для Западной, так и для Восточной Европы объективно является рубеж XV - XVI вв. Так это позиционирует Валлерстайн и видимо он прав.
Собственно, все эти периодизации только претендуют на истинность, можно сказать, что 6-ой век - античность, а можно, что нет. Варварские королевства на Западе как-то мало с античностью ассоциируются, точно также в Восточной Римской империи всё меньше элементов напоминают античность. С точки зрения истории философии конец античности выглядит так: "Конец античной философии имеет свою официальную дату, - 529 г. н.э., год, когда император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит, иметь школы и преподавать. В Кодексе Юстиниана среди прочего читаем: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями нечестивых язычников. Потому ни один из язычников не может наставлять заблудших..."
Веком начала условной трансформации продолжавшей существовать части Римской империи в средневековую Византию, у нас традиционно считают VII век. Вообще, неплохим условным разграничением, с точки зрения истории экипировки различной, между поздней античностью и ранним средневековьем может служить, соответственно, отсутствие и наличие стремян у всадника. Как вариант...
Last edited: Sep 22, 2018